ОИПИ НАН БЕЛАРУСИ
Хронология
Предпосылки создания
1965 - 1985 годы
1986 - 2000 годы
Настоящее время
Персоналии
Подразделения
Научные школы
Ведущие научные школы
Школы конца XX века
Школы прикладных исследований
Хронология
Предпосылки создания
1965 - 1985 годы
1986 - 2000 годы
Настоящее время
Персоналии
Подразделения
Научные школы
Ведущие научные школы
Школы конца XX века
Школы прикладных исследований
Школы
конца
двадцатого
века
История
Научные школы
Школы конца XX века
Системы «человек-машина-среда»
Школы
конца
двадцатого
века
Научные школы, ранее сформировавшиеся в институте и оказавшие существенное влияние на развитие науки и техники в СССР и за рубежом
Системы «человек-машина-среда»
Основатель и лидер научной школы:
лауреат Государственной премии СССР, чл.-корр. НАН Беларуси, доктор технических наук, профессор Г.Г. Маньшин.
Лидеры научной школы:
кандидат технических наук И.Э. Том, кандидат технических наук В.В. Савченко.
Участники научной школы:
кандидат технических наук: В.А. Бурделев, О.В. Красько, Э.Н. Леонович, В.П. Тузлуков, В.Д. Новиков, С.В. Кирпич и др.
Основные научные направления:
Анализ надежности систем «человек - машина –среда» (СЧМС).
Обеспечение качества, надежности и эффективности сложных организационных и социотехнических систем.
Автоматизация эргономического проектирования и испытаний систем «человек - машина –среда».
Биологическая обратная связь в системах «человек - машина – среда».
С начала 80-х гг. в ИТК АН БССР под руководством Г.Г. Маньшина начались работы по проблеме эргономического обеспечения систем «человек-машина-среда» (СЧМС), которые охватывали такие вопросы как распределение функций между оператором и техническими средствами, а также между операторами; методики оценки численности обслуживающего персонала СЧМС; разработка комплекса эргономических требований к автоматизированным рабочим местам различного назначения; формализация описания алгоритмов деятельности оператора и оценка их показателей эффективности и др. В середине 80-х гг. при непосредственном участии профессор Г.Г. Маньшина и его сотрудников, совместно со специалистами заинтересованных ведомств ВПК СССР, был разработан комплекс из более чем 20 Государственных стандартов по эргономическому обеспечению создания и эксплуатации вооружения, военной техники и техники гражданской авиации.
Результаты, полученные участниками настоящей научной школы, использовались при проектировании кабины космической транспортной системы "Энергия-Буран", отечественного авиационного комплекса типа АВАКС.
Профессор Маньшин Г.Г. и его последователи внесли большой вклад в признание научным сообществом СССР эргономики в качестве важной междисциплинарной научно-практической отрасли знаний, использование достижений которой оказывает, зачастую, решающее влияние на эффективность функционирования СЧМС.